Главная Лекции по микроэкономике Лекции по макроэкономике Вопросы к экзамену
Контрольные работы Список литературы Гостевая книга Определения к зачету

1. Возникновение и развитие экономической теории.

Современная экономическая наука является результатом ее продолжительного исторического развития. Первая постановка экономических проблем содержится еще в письменных источниках Древнего Востока, где существовал деспотический строй, основанный на особой роли государства. Поэтому в источниках в первую очередь ставятся вопросы, связанные с организацией государственного хозяйства и управления им; отсюда берут начало статистика, учет, аграрно-эконо-мическая наука. Заметный след в истории экономического знания оставила античность. Древнегреческие и древнеримские историки и философы потратили много усилий на разработку принципов натурального хозяйствования. Проявляли они большой интерес и к развитию товарных отношений. Римское право частной собственности стало классическим для всей последующей истории и сыграло выдающуюся роль в прогрессивном развитии экономических отношений. В средние века представления об экономических явлениях формировались в рамках церковных учений, находилось им место и в политических теориях, а также в фантазиях раннего утопического социализма. Древность, античность и средние века знаменовали собой начальные этапы становления экономического знания, поскольку возможности этих эпох были ограничены. Знания об экономических отношениях носили разрозненный характер, не имели самостоятельного значения, составляя побочный продукт философских, исторических, политических изысканий. Поэтому названные этапы следует рассматривать как предысторию экономической науки. Действительная история экономической науки началась с того момента, когда из отдельных представлений об экономических явлениях стало складываться системное (теоретическое) знание о них. Объективной основой формирования действительной экономической науки явилось разложение феодальных (аграрно-натуральных) и развитие буржуазных (индустриально-рыночных) производственных отношений, что сопровождалось становлением экономики как единого организма. Поскольку исторически экономика начинается с торговли, первым направлением в истории экономической науки стал меркантилизм. Представители меркантилизма были теоретиками сферы обращения. Они усматривали главный источник богатства нации в удачной торговле, которую сводили к принципу - "много продавать, мало покупать". Чрезвычайно важный для всей последующей истории экономической науки шаг - от исследования сферы обращения к исследованию производства - сделала "классическая школа". Ее родоначальники - физиократы - истинным источником богатства считали сельское хозяйство, работу на земле. Исходя из этого, они сформулировали фундаментальную идею о естественном характере экономических процессов, провозгласив приоритет принципа "Laissez faire" ("дайте людям делать то, что они хотят"). Эта идея наложила существенный отпечаток на все дальнейшее развитие экономической теории и практики. Более поздние представители классической школы, среди которых особое место принадлежит А. Смиту, "отцу экономики", преодолела ограниченный взгляд физиократов на источник общественного богатства. Они связывали данный источник не только с сельскохозяйственным производством, но и промышленным. Многие традиции классической школы были восприняты и продолжены марксистской экономической теорией. Ее главная особенность - последовательно классовая трактовка содержания экономических процессов, выражение позиции рабочего класса. Многие направления экономической теории XIXв. развивались вне рамок классической школы и марксизма. Такие из них, как "теория предельной полезности" и "теория факторов производства", составили источник современных наиболее авторитетных экономических концепции. Сложный путь экономическая наука прошла в ХХв. Он был ознаменован процессами дифференциации и интеграции экономического знания, появлением нетрадиционных его отраслей. Ряд новых направлений и школ оформился в самостоятельные теории. Несмотря на различия в понимании многих явлений и процессов, все они имеют функциональный характер. Это значит, что современная экономическая наука свои основные усилия связывает с разработкой путей совершенствования экономического механизма общества.

2. Предмет и метод экономической теории.

Люди не только участвуют в экономических отношениях непосредственно, но и направляют свои усилия на то, чтобы понять природу этих отношений и законы их развития. Возникла особая - экономическая - наука. Она относится к разряду общественных (социальных) наук, поскольку экономические явления осуществляются посредством общественных отношений между людьми. Во всех социальных науках определение их предмета составляет сложную проблему. Не представляет исключения и экономическая наука; ее определяют как науку: о богатстве; о видах деятельности, связанных с денежными сделками; об отношениях при производстве, распределении, обмене и потреблении материальных благ; о повседневной деловой жизнедеятельности людей, извлечении ими средств к существованию и использовании этих средств; об использовании ограниченных ресурсов для создания различных товаров и распределении их между членами общества в целях потребления. Таков далеко не полный перечень определений предмета экономической теории, которые можно встретить в современной литературе. Обобщая эти определения, можно считать, что экономическая теория изучает взаимодействие людей в процессе поиска эффективных путей использования ограниченных производственных ресурсов в целях удовлетворения материальных потребностей общества. Если предмет науки раскрывает, "что" познается, то метод - "как" познается. Метод не может быть производным, он должен соответствовать особенностям предмета соответствующей науки. Экономические явления нельзя взвесить на весах, положить под микроскоп, просветить рентгеновским лучом; их нельзя поместить в лабораторные условия, чтобы провести над ними эксперимент. Экономические процессы не протекают в "чистом" виде. Они вплетены в сложную ткань реальной общественной жизни, оказываясь "окрашенными" в цвета политических, социальных, психологических и многих других явлений. Поэтому в качестве основного средства их познания применяют абстракцию, т. е. отвлечение от всего того, что не соответствует природе изучаемого предмета. На первый взгляд может показаться, что абстракция отрывает экономическое знание от действительности. Однако это заблуждение: абстракция не уводит от действительности, а напротив, приближает к ней, к тому истинному порядку, который скрывается за нагромождением отдельных фактов и различных событий. В этом состоит практическое значение абстракции и полученных на основе абстрактного анализа понятий, отражающих содержание экономических явлении ("экономические категории"). "Товар", "деньги", "цена", "капитал", "заработная плата", "прибыль" и т. д. - это экономические категории (так, хорошо знакомая всем студентам и такая желанная стипендия - тоже экономическая категория). Категории составляют логический "скелет" экономической теории. Каждая из категорий занимает свое место, находясь во взаимосвязи с другими категориями. Абстрактный подход не отвергает, а исходит из необходимости изучения реальных экономических явлений. Факты - исходная база познания экономической реальности. Они могут выступать в виде данных статистики, информации о событиях, поведении людей, различных организаций и пр. Можно взять какую-то ограниченную совокупность фактов и описать их, сравнив, к примеру, между собой. В результате возникнет знание о какой-то отдельной стороне экономической действительности. Такое знание называется описательным (или "эмпирическим"). Если подвергнуть изучению значительный массив фактов, имеющих отношение к различным сторонам экономической реальности, выявить их внутренние связи и зависимости, то полученное знание будет иметь теоретический характер. Теория - это целостное (системное) знание о предмете науки, выраженное системой категорий, принципов и законов. Теория -- более развитая форма знания, чем знание эмпирическое. В экономической науке оба эти вида знания находятся в неразрывном единстве. Изучая действительность, экономическая мысль общества движется от фактов, их накопления, систематизации к обобщения к формулировке теоретических положений и принципов. Это и есть метод индукции - выведение теоретических положений и принципов из фактов, движение мысли от частного к общему. Работа с фактами, в силу их значительного множества, представляет большую сложность. Чтобы не "утонуть" в море фактов, осуществить их правильную группировку, обычно используют предварительно сформулированные принципы и теоретические предположения, которые называются "гипотезами!-. Это позволяет фактам обрести концептуальную интерпретацию, а принципами гипотезам -пройти проверку фактами, т. е. "сдать экзамен" на соответствие реальности. Такой познавательный прием носит название "дедукция", что означает движение познания от теории к фактам, от общего к частному. Хотя индукция и дедукция представляют собой противоположные способы исследования экономических явлений, в реальном познавательном процессе их трудно разделить. Они взаимодополняют друг друга, обеспечивая тем самым действенность метода науки. В экономике особую роль играют количественные зависимости. Они образуют содержание многих экономических явлений. Например, такое фундаментальное явление, как "доход", возникает только как обязательное превышение над расходами, "спрос" выражается в количестве товаров, которое способны приобрести покупатели по определенной цепе, и т. д. Такая Особенность предмета экономической науки обусловливает необходимость широкого применения в ней математики. Особенно этим отличаются современные теории, использующие весьма сложный математический аппарат. Абстрактные обобщения экономических фактов, основанные на применении математики, находят воплощение в моделях. Моделирование - наиболее практичная сторона метода экономической науки. Несмотря на то, что всякая модель есть упрощенная картина действительности, она позволяет представить возможные варианты изменений в экономических отношениях при возможных изменениях условий их функционирования.

3. Ресурсы. Ограниченность ресурсов.

Ресурсы производства - это совокупность тех природных, социальных и духовных сил, которые могут быть использованы в процессе создания товаров, услуг и иных ценностей. В экономической теории ресурсы принято делить на четыре группы: природные - потенциально пригодные для применения в производстве естественные сипы и вещества, среди которых различают "неисчерпаемые" и "исчерпаемые" (а в последних - "возобновляемые" и "нсвозобновляемые"); материальные - все созданные человеком ("рукотворные") средства производства, (которые, следовательно, сами являются результатом производства); трудовые - население в трудоспособном возрасте, которое в "ресурсном" аспекте обычно оценивают по трем параметрам: социально-демографическому, профессионально-квалификационному и культурпо-образователыюму; финансовые - денежные средства, которые обществов состоянии выделить на организацию производства. Значимость отдельных видов ресурсов изменялась по мере перехода от доиндустриальной к индустриальной, и от нее - к постиндустриальной технологии. В доипдустриалыюм обществе приоритет принадлежал природным и трудовым ресурсам, в индустриальном - материальным, в постиндустриальном - интеллектуальным п информационным ресурсам. Природные, материальные и трудовые ресурсы присущи любому производству, поэтому они получили название "базовых"; возникшие на "рыночной" ступени финансовые ресурсы стали называться "производными". Наряду с понятием "ресурсы производства" экономическая теория оперирует также понятием "факторы производства". В чем же их отличие? Когда мы характеризовали ресурсы, то отмечали, что это - те природные и социальные силы, которые могут быть вовлечены в производство. Так вот, "факторы производства" - экономическая категория, обозначающая ужереалыю вовлеченные в процесс производства ресурсы; следовательно, "ресурсы производства" - понятие более широкое, чем "факторы производства". Иными словами, факторы производства - это про-изводящие ресурсы. В отличие от ресурсов факторы становятся таковыми только в рамках их взаимодействия; поэтому производство всегда есть взаимодействующее единство его факторов. Экономическая организация производства возникает только тогда, когда участники производства исходят из "принципа экономической целесообразности". В чем же смысл этого принципа? Любое производство - это целенаправленная затрата ресурсов для получения определенных результатов. В "неэкономическом" производстве между затратами и результатом существует лишь прямая технологическая зависимость, - в том смысле, что из "ресурсов" получают "результаты". В экономическом же производстве между затратами и результатом возникает особая, регулирующая производства, обратная зависимость, требующая обязательного соизмерения производственных результатов с понесенными затратами. Для неэкономического производства обычна ситуация, когда достижение результатов становится самоцелью, не зависящей от величины понесенных затрат. В экономическом же производстве отношение результата к величине затрат выступает объективным и главным критерием целесообразности производственной деятельности. Экономически эффективным считается производство, в котором максимум результата обеспечивается минимумом затрат. Сущность экономической организации производства состоит в том, что во всех отраслях и на всех уровнях оценка его эффективности расчитывается отнесением величины результата к величине затрат. Понятно, что экономическое и неэкономическое производство качественно отличны: производство, регулируемое принципом экономической целесообразности, функционирует иначе и имеет иные законы, чем производство, не озабоченное минимизацией затрат при попытке одновременной максимизации результатов. Здесь следует предостеречь от упрощенного понимания "результата" как только определенного количества изготовленного продукта. Дело в том, что сами по себе количественные параметры результата производства, даже соотнесенные с затратами, еще не дают нам его экономической характеристики. Таковая возможна только при соотнесении величины результата с величиной реальной потребности в нем. Поэтому под экономическим результатом производства имеют в виду эффективно (с минимальными затратами) произведенный продукт, соответствующий реальной потребности потребителя в нем. Следовательно, всеобщая формула идеально эффективной экономики должна отразить соотношение трех величин - "затраты", "результаты" и "потребности". Анализ экономической организации производства мы начнем с тезиса, не нуждающегося в доказательстве, - люди живут в мире ограниченных возможностей. Действительно, следует ли объяснять, что каждый из нас ограничен в своих физических, интеллектуальных в временны;; возможностях? Ограничено и все общество, ибо его природные, материальные, трудовые и финансовые ресурсы имеют количественные а качественные пределы. Конечно, за многие века люди научились обходить многие ограничения, и тем не менее они жили, живут и всегда будут жить в условиях объективно ограниченных возможностей. Ограниченность производственных ресурсов и станет той "отправной точкой", с анализа которой мы начнем проникновение в мир экономики и экономической теории. Мы должны суметь разглядеть в ограниченности производственных возможностей фундаментальное экономическое содержание. Хотя ресурсы ограничены объективно, это не препятствует экономической теории различать их "абсолютную" и "относительную" ограниченность. Под абсолютной ограниченностью имеют в виду недостаточность производственных ресурсов для одновременного удовлетворения всех потребностей всея членов общества. Но для удовлетворения каких-то, выбранных, определенных потребностей ресурсов достаточно. Это и есть "относительная" ограниченность ресурсов. Итак, при попытке одновременного удовлетворения всех потребностей мы наталкиваемся на абсолютную ограниченность ресурсов, - но если мы сузим круг потребностей, то ограниченность ресурсов становится относительной, ибо для ограниченного круга потребностей ресурсов относительно достаточно. Таким образом, ограниченные ресурсы, направляемые на удовлетворение неограниченных потребностей, означают их абсолютную, непреодолимую ограниченность, и напротив, те же ограниченные ресурсы, направляемые на удовлетворение ограниченных потребностей, обнаруживают относительную ограниченность. Абсолютная ограниченность ресурсов превращается в относительную благодаря выбору потребностей, подлежащих удовлетворению. Но выбор - всего лишь волевой акт. Необходима еще материальная сила, которая смогла бы реализовать, осуществить этот выбор. Такой материальной силой является особая сфера деятельности людей - "производство". Но так же, как выбор без производства - фикция, так и производство без права каждого его участника на выбор, - еще не экономика. Экономика - это производство, реализующее свободный выбор каждого его участника. Итак, выбор очередности удовлетворения потребностей - вот что превращает абсолютную ограниченность ресурсов в относительную, о производство - в экономику.

4. Основные факторы производства.

В экономической теории выделяют три основных фактора производства: 1) "земля" - как фактор производства имеет троякое значение: - в широком смысле она означает все используемые в производственном процессе естественные ресурсы; в ряде отраслей (аграрной, добывающей, рыбной) "земля" есть объект хозяйствования, когда она одновременно выступает и "предметом труда", и "средством труда"; в пределах всей экономики "земля" может выступить как объект собственности (в этом случае се собственник непосредственного участия в процессе производства может не принимать, - он участвует опосредованно, предоставлением "своей" земли); "капитал" - так называют материальные и финансовые ресурсы в системе факторов производства; "труд" - та часть общества, которая непосредственно занята в процессе производства (иногда используют и такой термин, как "экономически активное население", который охватывает только трудоспособных, занятых в производстве). Фактор "труд" включает и предпринимательство - уважаемую во всем мире деятельность, требующую способности к организации производства, умения ориентироваться в рыночной конъюнктуре и бесстрашия риска. В западной традиции уважение к предпринимателю столь велико, что его деятельность рассматривают как самостоятельный фактор производства. Главной социальной функцией предпринимателя следует признать организацию доходного производства: более заинтересованную в этом сторону, чем сам предприниматель, вряд ли можно отыскать. Теперь вернемся ко всем трем факторам производства. В экономической науке па протяжении столетия шла дискуссия о роли каждого фактора в создании стоимости товара: "классическая" политэкономия признавала приоритет за трудом, тогда как марксистская традиция трактовала стоимость как результат только труда (в его абстрактном выражении). И хотя дискуссия продолжается, на практике экономисты исходят из концепции, получившей название "теория трех факторов". Ее содержание сводится к следующим положениям. Каждый фактор производства способен принести своему владельцу доход: "капитал" приносит "процент", "труд" - "зарплату", а "земля" - "ренту": РЕСУРСЫ ' ФАКТОРЫ ' ДОХОДЫ Природные ' "земля" ' "рента" Материальные, финансовые ' "капитал" ' "процент" Трудовые ' "труд" ' "зарплата" Доходность всех факторов означает, что все их собственники выступают независимыми и равноправными партнерами, Более того, можно даже говорить о своеобразной экономической справедливости, ибо доходы каждого участника производства соответствуют вкладу принадлежащего ему фактора в создание совокупного дохода. Когда мы сказали, что производство есть взаимодействие трех его факторов, то этим дали технологическую характеристику производства. Но поскольку каждый фактор имеет своего собственника, то производство приобретает общественный характер, становится социальным процессом. Производство превращается в результат производственных отношений между собственниками факторов производства. А так как в роли собственников могут выступать и индивиды, и их группы, и социальные институты, то производство представлено взаимоотношением различных экономических субъектов (или - разных форм собственности - индивидуальной, коллективной, государственной). Как мы уже говорили, не всякий собственник фактора производства непременно должен принимать непосредственное участие в произведете. Однако это - привилегия собственников лишь отчуждаемых факторов производства - "земли" и "капитала". Способность же к труду передать невозможно. Поэтому тот, кто представляет только фактор "труд", должен всегда принимать непосредственное участие в производстве. Следовательно, его статус как "наемного работника" объективен, что, впрочем, не мешает ему иметь собственность на другие факторы производства (к примеру, приобрести акции, недвижимость и т. п.). Мера доходности каждого фактора в конкретных экономических условиях - одна из центральных проблем экономической теории. Фактически ей посвящены все последующие лекции, ибо экономическая наука есть паука о доходности факторов производства. Однако в данный момент нас интересует не доходность, а процесс производства как система взаимодействия "труда", "земли" и "капитала".

5. Кривая производственных возможностей.

водители ("продавцы") и общество ("правительство"), то принято считать, что для покупателей оптимальный экономический результат - это рост количества и качества удовлетворенных потребностей, для продавцов - прирост прибыли, для правительства - степень удовлетворения общественных потребностей (охрана окружающей среды, поддержка нетрудоспособных, пособия безработным и малоимущим, экономический рост и т. д.). Выбирая то или иное решение, каждый из названных экономических субъектов предварительно должен решить множество вопросов. Покупатель должен как-то ранжировать свои потребности, выделить первоочередные, соизмерить свои предполагаемые расходы с ожидаемыми доходами. Продавец решает не менее сложные вопросы: что именно произвести, в каком количестве и с каким качеством, какую применить технологию, расчитать величину ожидаемой прибыли и ее соотношение с затратами. Есть о чем задуматься и правительству. Зная, в чем сущность экономической организации производства, мы можем утверждать, что экономический выбор происходит только тогда, когда учитывается соотношение затрат и результатов. Именно исходя из этого соотношения, экономический субъект осуществляет главный выбор - между текущим и будущим потреблением (расходами и сбережением). Экономический аспект проблемы выбора заключается в выяснении: какой вариант использования ограниченных ресурсов обеспечит максимум доходности ? Экономической науке удалось разработать модель, представляющую выбор именно как экономическую проблему. Эта модель получила известность как "график производственных возможностей". Модель носит фундаментальный характер и лежит в основе всех других экономических моделей и выводов. Поэтому анализ экономики начинается со знакомства с этой моделью. Построим график, ось ординат которого будет показывать различные возможные величины производства какого-либо товара А при данном, ограниченном объеме производственных ресурсов (таковы точки "а,", "а."и т. д.); ось же абсцисс -возможные величины производства товара В из того же объема производственных ресурсов ("в," и т. д.). товар В График 4.1. Кривая производственных возможностей Предположим, что мы располагаем такими ресурсами, которые позволяют произвести как товар А, так и товар В. Поскольку величина ресурсов ограничена, то ограниченными будут и максимальные результаты их использования (для товара А - точка "А", для товара В - точка "В"). Если мы теперь соединим точки максимумов ("А" и "В"), то получим "кривую производственных возможностей". Самое название показывает, что она обозначает границы (объемы) максимально возможного одновременного производства товаров А и В при полном использовании ограниченных производственных ресурсов. Действительно, каждая точка на этой кривой (см., например, точки "С" и "Д") показывает, какой максимум товара А и какой максимум товара В может быть одновременно произведен при выборе той или иной точки. Поскольку модель представляет полное использование ресурсов, прирост А может идти только за счет уменьшения В (и наоборот). Следовательно, выбор оптимального решения ограничен числом вариантов, представленных совокупностью точек данной кривой (при прочих равных условиях). Благодаря графику производственных возможностей удалось выделить совокупность всех "точек" (решений), в пределах которой следует искать оптимальный вариант. Какая именно точка на кривой производственных возможностей будет признана оптимальной, зависит от множества конкретных обстоятельств, однако в данном случае важно то, что определена область поиска оптимума.

6. Спрос. Закон спроса.

Спрос - магическое для экономиста слово, ибо в нем могут скрываться опасность и радость, эффективность и катастрофа. Действительно, неудовлетворенный спрос может стимулировать рост производства, а может спровоцировать и рост цен; уменьшение спроса может вызвать структурные изменения в экономике, а может - кризис перепроизводства. Словом, спрос - поистине "душа" экономики. Он вечно загадочен и непредсказуем, ибо отражает не только объективные потребности, но и субъективные устремления, не только рациональные решения, но и эмоциональные поступки. Тем удивительнее достижения экономистов в анализе спроса. Спрос - это платежеспособная потребность покупателей в данном товаре при данной цене. Иными словами, спросом является не всякая потребность в данном товаре, а только такая, которая обеспечена наличием платежных средств (деньгами) у покупателя. Таким образом, в экономической теории различают "потребность" и "спрос". Между этими понятиями складывается непростое количественное соотношение. Как правило, спрос меньше потребности, поскольку любая цена ограничивает число покупателей. В этом,' кстати, великая созидательная сила цены, ибо при ее отсутствии на прилавках не осталось бы ни одного товара! Можно спорить о "плюсах" и "минусах" ценообразования, но если бы цены вдруг исчезли, это повлекло бы абсолютную экономическую катастрофу. В экстремальных экономических ситуациях спрос может превышать потребность, поскольку отражает влияние других факторов (инфляция, паника, соображения престижа и т. д.). Итак, спрос - это объем возможной купли товара в зависимости от установившейся цены на него. Очень важно осознать, что спрос - это потенциальная купля, но состоится она или нет, зависит от множества факторов. Для динамики рыночной системы наличие спроса как возможной купли - благотворно, так как заставляет суетиться бизнесменов, вынуждает их к доходному маневрированию объемами производства, а коммерсантов - объемами предложения. Специальная наука ("маркетинг") озабочена одним - как помочь "спросу" превратиться в реальную "куплю", Из данного выше определения спроса следует, что каждой цене товара соответствует определенная величина спроса. Это позволяет охарактеризовать данное устойчивое соответствие как закон спроса: между уровнем цены (Р) и величиной спроса на него (Qd) существует обратная зависимость: Qd = f(l/P), - разумеется, при прочих равных условиях. Говоря житейским языком, чем ниже цены - тем больше величина спроса, а чем выше цена - тем меньше величина спроса. Закон спроса имеет общепринятое в экономической теории графическое изображение. Почему же снижение цены товара увеличивает спрос на него? 1. Самое очевидное заключается в том, что удешевление товара делает его доступным для тех категорий покупателей, которым он раньше был не по карману. А рост числа покупателей означает рост спроса на данный товар. 2. Сложнее объяснить поведение прежних покупателей данного товара, которые увеличивают объем его купли именно при снижении цены. Проще всего предположить, что часть покупателей приобретала данный товар в меньшем размере, чем испытывала в нем потребность, и вот теперь, благодаря снижению цены, доводит размер спроса до реальной потребности. Приведенные выше два объяснения справедливы, но выходят за рамки закона спроса, поскольку раскрывают связь динамики цены то с числом покупателей, то с величиной потребности, т. е. не соответствует требованию "прочих равных условий". Поэтому экономисты предложили объяснение в виде трех "эффектов", возникающих при снижении цены на товар. A. "Эффект роста выгоды". Любая покупка имеет объективным пределом равенство расходов на приобретение товара и полезности от него. Снижение цены уменьшает расходы при прежней полезности товара, т. е. изменяет соотношение расходов на товар и полезности от него к большей выгоде покупателя. Поэтому, сохраняя прежние объемы расходов (а это при снижении цены увеличивает спрос на товар), покупатель получает больше выгоды (полезности), чем раньше. B. "Эффект дохода". Сниженная цена позволяет на прежнюю сумму расходов на данный товар приобрести его в большем размере. Это равнозначно увеличению денежного дохода покупателя, но только по отношению к данному товару, только при покупке данного товара. Поэтому, чем больше покупатель покупает подешевевшего товара, тем больше он самостоятельными действиями реализует эту открывшуюся возможность увеличениясвоего дохода. Иными словами, каждый участник рыночной экономики стремится увеличить свой доход; снижение цены на данный товар позволяет ему реализовывать эту заветную цель, - нотолько покупкой этого подешевевшего товара! C. "Эффект замещения". Подешевевший товар относительно удорожает другие товары, хотя их собственные цены могут и не измениться. Поэтому, замещая "другие" товары подешевевшим, покупатель обеспечивает себе дополнительный эффект дохода. Таким образом, снижение цены на отдельный товар вызывает многочисленные последствия, - как и рост цены. Закон спроса - ВЕЛИЧАЙШИЙ ЗАКОН РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ, ибо он придает поведению покупателей и продавцов ОБЪЕКТИВНУЮ ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ЛОГИКУ, а это позволяет прогнозировать их реакцию на изменение цены. Закон спроса важен и тем, что показывает достижение экономикой дайной страны высокого уровня развития - ведь спрос может "благодарно" увеличиваться при снижении цены или "возмущенно" уменьшаться при росте цены только при отсутствии дефицита; там же, где дефицит, мнение покупателя не важно, все диктует производитель; а ведь подлинный рынок - это равноправие спроса и предложения.

7. Предложение. Закон предложения.

Предложение, как и спрос, - особая, самостоятельная сфера рыночной экономики, со своей экономической логикой поведения ее участников. Понять эту логику позволяет анализ связи рыночной цены и величины предложения. То,что сегодня в экономической теории обозначается как "предложение", настолько многообразно, что с трудом поддается даже самой общей классификации. В настоящее время в предложении принято выделять пять групп товаров (услуг): сырье (ресурсы); товары производственного назначения (оборудование и т. п.); труд (наемный); капитал (производительный и денежный); товары потребительского назначения, в том числе: а) изделия длительного пользования (автомобили, холодильники, телевизоры, стиральные машины, одежда, мебель); б) изделия краткосрочного пользования (продукты питания, косметика); в) услуги (действия, в ходе которых достигается полезный эффект. - рестораны, туризм). Состав предложения постоянно меняется, объем увеличивается, обновляется, включая все новые товары (информация, лицензия, патенты, ноу-хау). И каждая товарная группа порождает свой особый, локальный рынок. Аналогично закону спроса в рыночной экономике действует и закон предложения: величина предложения (Qs) находится в прямой зависимости от направления изменения уровня цен (р). Закон предложения - это реакция величины предложения на динамику цены; повышение цены стимулирует рост величины предложения, а снижение, наоборот, - уменьшение величины предложения. Здесь также следует строго различать "само предложение" и "величину предложения": закон предложения характеризует прямое влияние цены именно на величину предложения, т. е. Qs = f(P)- Таким образом, закон предложения - такая модель экономики, в которой есть только одна прямая зависимость "P=>Qs". Изменение в величине предложения выражается в движении по точкам кривой предложения. Неценовые факторы изменения предложения перемещают всю кривую предложения; наиболее важные из них: цены на ресурсы, уровень технологии производства, налоги и дотации, цены на взаимозаменяемые (взаимодополняемые) товары, ожидания (прогноз) продавцов на динамику спроса, цен, доходов и т. д., число продавцов. Предложение - это все товары и платные услуги, представленные к непосредственной продаже. Стоимость этих товаров и услуг характеризует стоимостной объем предложения. Главными экономическими факторами, определяющими динамику предложения, являются следующие. Выручка предпринимателя от реализации товарной продукции равна стоимости единицы товара, умноженной на число продаж. Но из этого следует, что высокая цена предложения не всегда выгодна и самим предпринимателям, ибо она ограничивает объем реализация предложения. Если снизить цену предложения (как правило, это делается на товары высокоэластичного спроса), то возросшее число продаж может даже увеличить объем выручки (хотя это снижает рентабельность производства в расчете на товарную единицу). Поэтому в мировой хозяйственной практике конечным результатом деятельности коммерческого предприятия считается показатель объема продажи в фактических ценах реализации, - именно он открывает годовые балансы фирм. На величину предложения влияет и экономическая конъюнктура - ситуация, складывающаяся на рынке данного товара в определенный период. Различают четыре состояния экономической конъюнктуры- "повышательную", "высокую", "понижательную" я "низкую" (характеристики даны с позиция предложения). Первые два состояния - повышательная и высокая - "звездный" час для предпринимателей, ибо это "рынок продавца". Он складывается в условиях превышения спроса над предложением, что гарантирует производителю устойчивый объем реализация его товарной продукции при высоких рыночных ценах. По именно высокие цены стимулируют увеличение предложения, что приводит в дальнейшем к его превышению над спросом и соответственно к снижению цен. Величина предложения зависит также от уровня конкуренции в данной отрасли. Если на рынок выносится предложение, превышающее платежеспособную емкость спроса, то производители начинают соревнование за покупателя, цены падают. Эта конкуренция производителей нам известна только пи литературе. Зато при недостаточном предложении возникает хорошо известный нам на практике и долгое время бывший для нас единственно доступным вид конкуренции - конкуренция среди покупателей. Величина и структура предложения отражают налоговую политику государства: введение, например, налога на добавленную стоимость стимулирует производство менее трудоемкой продукции, а налоговые льготы способны увеличить предложение определенных товаров. Наконец, отметим еще один фактор. Как известно, связь производства и потребления опосредована в рыночной экономике специфической отраслью - торговлей. Торговля также имеет специфические экономические интересы, Поэтому на конкретной величине предложения в каждый данный момент сказывается и политика торговых агентов.

8. Эластичность спроса и предложения.

Для экономической теории важность понятия -эластичность" состоит в том, что оно позволяет перейти от зыбкой качественной характеристики спроса к строгой количественной. Эластичность измеряется отношением процентного изменения величины спроса к процентной величине изменения целы. Результат такого отношения получил название "-коэффициент ценовой эластичности спроса" (К ц.эл. спроса): К ц.эл. спроса = изменение величины спроса (в %) / изменение цены (в %) Если коэффициент эластичности больше единицы, то спрос считается эластичным, а если меньше - неэластичным (при коэффициенте, равном единице, говорят о "единичной эластичности спроса"). Графическое изображение единичного, эластичного и неэластичного спроса представлено на графике 6.2, где прямая -а" изображает единичный, "b" - эластичный, "с" - неэластичный спрос. Если величина спроса жестко ограничена в своем маневрировании объемом предложения, то возникает неэластичность спроса, которая оборачивается выгодой для продавца. Ведь даже при некотором уменьшении величины спроса продавец все равно выигрывает от роста цены, будучи обеспеченным гарантированным спросом в силу ограниченности предложения. Как правило, неэластичный спрос наблюдается па продукцию аграрного сектора. Поэтому цены на нее, как и на другие жизненно важные товары (хлеб, соль, спички), всегда находятся под контролем государства. В других отраслях экономики для получения гарантированного экономического выигрыша может использоваться такой прием, как "перевод" эластичного спроса в неэластичный (обычно путем ограничения объема производства). У этой манипуляции есть, однако, объективный предел, перейдя который, неэластичный спрос сползает в унизительное положение "нужды", а с ней исчезает не только "неэластичность" спроса, но и сам спрос как начало рынка. Независимо от того, знает производитель экономическую теорию или нет, он инстинктивно чувствует, что ограничение объема производства (предложения) гарантирует ему стабильный спрос при высокой цене. Поэтому он всегда является потенциальным сторонником неэластичного спроса, возникающего в силу искусственного ограничения предложения (как следствия искусственного ограничения объема производства). Наша торговая мафия, например, десятилетиями использовала такой искусственный дефицит как единственный источник своих доходов. Но это - нерыночный метод получения доходов, поэтому жившая за счет искусственного дефицита отечественная мафия - антирыночная сила. Она не приемлет рыночную экономику, ибо в свободном рынке товарный дефицит отсутствует. На коэффициент эластичности влияют главным образом три фактора: величина предельно возможных затрат покупателя на данный товар, качество, количество и цена товаров-заменителей (субститутов), число конкурирующих продавцов данного товара. Мы можем сделать некоторые практические выводы из характеристик ценовой эластичности спроса. При неэластичном спросе продавец не склонен снижать цены, так как потери от этого снижения вряд ли будут компенсированы ростом величины спроса. Поэтому неэластичный спрос выступает фактором потенциального роста цен. Высокоэластичный же спрос означает крайнюю чувствительность величины спроса к минимальному изменению цены. Это означает, что эластичный спрос выступает фактором потенциального снижения цен. В каком же соотношении находятся "эластичность" и "неэластичность" спроса? Практика показывает, что величина спроса всегда реагирует на изменение цены. А если к тому же учесть конкурентную организацию рыночного производства, фактор времени, взаимосвязь между ценами на все товары к фиксированность дохода потребителей, то закон спроса можно выразить так: в диапазоне возможных цен спрос бывает только эластичным (мы говорим о диапазоне "возможных" цен потому, что "невозможные" цены, убивающие спрос, разрушают и саму рыночную экономику). Экономический прогресс состоит, в частности, и в росте числа тех товаров, спрос на которые характеризуется высокой эластичностью. И чем выше доля высокоэластичных товаров в структуре совокупного продукта, тем свободнее поведение и рациональнее выбор покупателя. Предложение, подобно спросу, можно разграничить на "эластичное" и "неэластичное". Коэффициент ценовой эластичности предложения (Кцен.эл.предл.) рассчитывается по формуле, аналогичной формуле коэффициента цеповой эластичности спроса: процентное изменение величины предложения относится к вызвавшему его процентному изменению цены. Отличным от эластичности спроса предстает и графическое изображение эластичности предложения. Разумеется, для продавца более привлекательна ситуация неэластичного предложения, гарантирующая стабильность производства при резком изменении цены (не случайно кривые неэластичного спроса и неэластичного предложения очень близки). Поэтому часть предпринимателей озабочена не столько производством, сколько "переводом" эластичного предложения в неэластичное состояние. Для этого имеется только один способ - искусственное ограничение объема производства, а следовательно, и величины предложения. Но это возможно при двух условиях: а) монополии данного производителя на рынке (отсутствие конкурентов); б) отсутствии товаров-заменителей (субститутов).

9. Равновесная цена. Виды равновесия спроса и предложения.

Согласно закону спроса, импульс поведению потребителя (покупателя) задает цена предложения, по которой производитель предлагает ему свой товар. Конечно, цепа предложения - только исходная, начальная цена товара, которая затем сталкивается с ценой спроса, т. е. той ценой, которую в состоянии и намерен уплатить потребитель. Обычно достигается компромисс в виде "рыночной цены" товара, по которой он действительно продается и покупается. Рыночную цену называют еще "ценой равновесия", поскольку она находится на том уровне, когда продавец еще согласен продать (по более низкой цене продажа убыточна), а покупатель уже согласен купить O(d,S) (по более высокой цене График 6.5. Равновесная цена покупка убыточна). OF - "цена равновесия" Механизм установления рыночной цены нам помогут уяснить рассмотренные ранее графики спроса и предложения. Дело в том, что оба эти графика качественно однородны (изображая в каждом случае количество товара в зависимости от уровня цены). Эта однородность и позволяет нам совмещать оба графика (см. график 6.5). Уровень пересечения кривых спроса и предложения (точка Л) и определяет уровень рыночной цены (так называемой "цены равновесия"). Это -действительно равновесная, уравновешивающая цена, ибо любая иная "точка" означает диспропорцию между платежеспособным спросом и соответствующим ему товарным предложением. Предположим, что цена отклонилась в пользу спроса (точка В). По этой цепе число покупателей возрастает за счет тех лиц, которым была недоступна цена на уровне А. Следовательно, возрастает и величина спроса (к OD добавится DE). Но снижение рыночной цепы (с OF до (Ж) уменьшит число продавцов за счет тех из них, кому эта цена недоступна, так как не оправдывает даже затраты. В результате возросшей величине спроса (ОЕ) будет противостоять гораздо меньшая товарная масса (OL). Возникает хорошо известное нам явление товарного дефицита (на нашем графике он представлен отрезком LE). Из этого следует, что всякий раз, когда хотят угодить потребителям и искусственно, - именно искусственно, директивно, ибо рынок беспристрастен, - устанавливают более низкую цену, следствием такого "благодеяния" может быть только дефицит, разорение производителей, "черный рынок" (ибо на меньшую величину предложения низкая цепа приглашает большее количество покупателей), с которыми мы хорошо знакомы. То же самое произойдет, если цепа отклонится в пользу продавцов (точка С). В этом случае число продавцов возрастет за счет тех из них, кто имеет большие затраты. Следовательно, возрастает и величина предложения (к OD добавится DE). Но теперь повышение рыночной цены (с OF до OR) уменьшит число покупателей (с OD до OL) за счет тех, кому эта цепа недоступна. В результате возросшей величине предложения (ОЕ) будет противостоять гораздо меньший платежеспособный спрос покупателей (OL). Возникает (тоже теперь хорошо известное нам в результате либерализации цен) относительное перепроизводство: товары есть, но по недоступной основной массе покупателей цене. Проигрывают, кстати, и производители, ибо при всем желании покупатели не способны приобрести больше, чем "OL". Возвращению цены к равновесному уровню могут препятствовать только два обстоятельства: а) монополизм продавца (или покупателя), искусственно удерживающего цену в свою пользу, б) административное регулирование цен {отсюда, в частности, видна ответственность государства за установление цен, приводящее, как правило, к дефициту или перепроизводству). Таким образом, при всем, казалось бы, необъятном диапазоне возможных цен они на классическом локальном рынке тяготеют к равновесному уровню. Равновесная цена жестко "зафиксирована" со всех сторон: а) по горизонтали - стремлением участников рынка к преодолению дефицита или перепроизводства (механизм - изменение количества товара), б) по вертикали - стремлением к достижению предельной выгодности (механизм - изменение уровня цен). Понимание сущности равновесной цены позволяет рассматривать все иные (неравновесные) цены как аномалию; вот почему экономисты бесконечно носятся с равновесной ценой, влюблены в нее и видят свою задачу в создании условий, обеспечивающих в рыночной экономике систему стабильных равновесных цен (т. е. на каждом локальном рынке). В модели классического рынка равновесная цепа формируется "автоматически": конкурентно-свободный (негосударственный и немонопольный) рынок посредством конкуренции внутри спроса и внутри предложения, а также между спросом и предложением способен самостоятельно (т. е. без регулирующего вмешательства социальных институтов) установить равновесие цены и тем самым преодолевать перепроизводство или дефицит. Конкретные координаты точки равновесия па конкретном локальном рынке зависят от величины спроса и предложения па данный товар. Если точка равновесия на данный товар устанавливается соотношением ценоуправляемых величии спроса и предложения, то ее перемещение в рамках равновесия определяется изменением и самого спроса, и самого предложения под влиянием неценовых рыночных факторов. Самое неприятное для всех состоит в том, что точка равно* весия может обнаружиться только на рынке, после производства, поэтому кто-то все равно останется "за бортом". Вот почему рыночный талант производителей и потребителей - "угадать^ ее. Точка равновесия - самая большая загадка в экономике (и микро-, и макро-), ее анализом и предсказанием заняты все экономисты, в ее непредсказуемости, заставляющей "крутиться" производителей и потребителей, - истоки жизни экономики. Государственный социализм самонадеянно омертвил эту точку своим "планированием". Между тем постоянное повышение эффективности, обеспечивающее запас рыночной прочности, - вот к чему вынуждает "блуждание" точки равновесии.

10. Конкуренция и монополия.

Совершенная конкуренция существует в таких сферах деятельности, где действует достаточно много мелких продавцов и покупателей идентичного (одинакового) товара, и поэтому ни один из них не в состоянии повлиять на цену товара. Здесь цена определяется свободной игрой спроса и предложения в соответствии с рыночными законами их функционирования. Этот тип рынка называют "рынок свободной конкуренции" . Существование огромного количества покупателей и продавцов означает, что ни один из них не владеет большей информацией о рынке, чем остальные. Продавец, придя на рынок, застает уже сложившийся уровень цен, изменить который вне его власти, - ведь рынок сам диктует цену в каждый момент времени. Такая ситуация позволяет новым продавцам па равных условиях {цена, технология, юридические условия) с уже существующими продавцами приступить к производству продукции. С другой стороны, продавцы могут свободно к покинуть рынок, что подразумевает возможность беспрепятственного выхода с рынка. Свобода "рыночного" перемещения создает условия для того, чтобы на рынке всегда происходило изменение количества производителей. В то же самое время у оставшихся продавцов по-прежнему отсутствует возможность контролировать рынок, поскольку они представляют мелкое производство и их крайне много. Теперь сформулируем основные характеристики рынка совершенной конкуренции: большое количество мелких продавцов и покупателей, продаваемый продукт однороден у всех производителей, и покупатель может выбрать любого продавца товара для осу ществления покупки, невозможность контроля над ценой и объемом купли-прода жи создает условия для постоянного колебания этих вели чин под влиянием изменения рыночной конъюнктуры, полная свобода "входа" на рынок и "ухода". В реальной экономической действительности рынок совершенной конкуренции в строгом теоретическом значении, как это изложено выше, практически не встречается. Он представляет собой так называемую "идеальную" структуру, подразумевая, что свободная конкуренция существует скорее как абстрактная идея, к которой реально существующие рынки могут лишь в большей или меньшей степени стремиться. Но все-таки в экономической практике имеются рынки некоторых товаров, больше всего подходящие под критерии данной рыночной структуры (например, рынок ценных бумаг или рынок сельскохозяйственной продукции). Здесь количество продавцов и покупателей настолько велико, что за редким исключением аи один человек или группа не в состояния контролировать рынок по отдельным видам ценных бумаг или сельскохозяйственной продукции. Причем товары на этих рынках у всех производителей полностью идентичны и последние владеют полной информацией об изменениях на рынке. Все это подтверждает необходимость использования для такого рынка особой - "биржевой" - формы организации (товарная биржа сельскохозяйственной продукции или фондовая биржа). При наличии конкуренции па рынке производители с целью получения максимальной прибыли стремятся снизить издержки производства на единицу продукции. Б результате этого создается возможность снижения цены, что увеличивает объем продаж у производителя и его доход. Самым эффективным способом достижения этого является использование научно-технических усовершенствований в новинок в производстве. Внедрение научно-технических достижений позволяет увеличить производительность труда, что как раз и ведет к будущему снижению цены, приносящему, однако, фирме-новатору больший доход. Конкуренция создаст у производителей стимулы к постоянному разнообразию предлагаемых товаров и услуг для завоевания рынка. Расширение ассортимента предлагаемой к продаже продукции происходит как за счет создания совершенно новых товаров и услуг, так и за счет дифференциации отдельного продукта. Производители осуществляют постоянную борьбу за покупателя на рынке. Результатом такой борьбы является политика стимулирования сбыта, которая всемерно и всесторонне изучает потребительский спрос и создает новые формы и методы реализации товара. Все это, с одной стороны, увеличивает прибыли фирмы, а с другой, удовлетворяет все желания и потребности покупателя. В итоге выигрывает и потребитель, и общество в целом. Монополия является полным антиподом совершенной конкуренции. Здесь существует только один продавец, причем он производит товар, не имеющий близких заменителей. В условиях монополии производитель способен полностью контролировать объем предложения товара, что позволяет ему выбирать любую цену из возможных в соответствии с кривой спроса, рассчитывая при этом получить максимальную прибыль. Поэтому выбор цены из возможных вариантов предопределен величиной прибыли, получаемой от продажи возможного количества товара по данной цене. Стремление монополиста к максимизации прибыли путем установления контроля над ценой и объемом продаж есть нарушение свободной конкуренции и утверждение особой власти на рынке. "Рыночная власть" означает способность продавца (покупателя) влиять на цену товара. Итак, какие же черты отличают монополию от совершенной конкуренции? Единственный продавец (монополист). Реализуемый продукт уникален, поэтому покупатель вынужден платить установленную монополистом цену (или отказаться от покупки данного товара). Полный контроль монополиста над ценой товара и объемом продаж. Для потенциальных конкурентов монополист устанавливает труднопреодолимые барьеры. Особое место занимает феномен "естественной монополии". К естественным монополистам относятся предприятия общественного пользования и предприятия, эксплуатирующие уникальные природные ресурсы (например, электрические и газовые предприятия, компании водоснабжения, линии связи и транспортные фирмы). Как правило, подобные "естественные монополии" находятся в собственности государства или действуют под его контролем. Существование естественных монополий объясняется особым эффектом, связанным с масштабом производства, - эффектом экономии ресурсов в результате укрупнения производства. Известно, что крупное производство имеет преимущество перед мелкам при сравнении величин издержек при однородном производстве. Вследствие лучшей технической оснащенности и большей мощности крупного предприятия происходит повышение производительности труда, а значит, понижение издержек На единицу продукции. Это означает более эффективное использование ресурсов. Поэтому естественные монополии становятся желаемым явлением для общества, хотя монополистическая природа все равно вынуждает регулировать их деятельность. Искусственные барьеры для предотвращения проникновения на монополистический рынок конкурентов представлены юридическими ограничениями в форме "лицензий", "авторского права", "товарных знаков" или "патентной защиты". Лицензия - это право фирмы па исключительное осуществление определенного вида деятельности па данном рынке. Авторское право контролирует продажу и распространение оригинального произведения в интересах его автора (книги, музыкального произведения, программы для ЭВМ); оно действительно на протяжений всей жизни автора (и еще в течение 25 лет после его смерти в интересах его наследников). Товарные знаки - это специальные символы, позволяющие узнавать ("идентифицировать") товар, услугу или фирму; конкурентам запрещается использовать зарегистрированные товарные знаки, подделывать их или применять похожие, путающие потребителя. Патент - свидетельство, удостоверяющее исключительные права автора па распоряжение созданным им благом (технологией); если фирма имеет патент на технологию производства какого-либо продукта, то это делает невозможным производство данного товара другими фирмами в течение срока действия патента. Конечно, патентовладелец может продать свою технологию или вообще ее не использовать, по это его право. И только получение патента на альтернативную технологию позволит конкурировать с фирмой-монополистом. Монополия в чистом виде - явление крайне редкое. Как и совершенная конкуренция, она представляет собой скорее экономическую абстракцию. Довольно часто в качестве примера чистой монополии приводят систему телефонной связи, и это почти верно. Но не следует забывать, что иные виды связи (па-пример, экспресс-почта или спутниковая связь) создают скрытую конкуренцию, предлагая качественные заменители телефонной связи. Кроме того, следует отметить, что монополия не может полностью устранить потенциальную конкуренцию со стороны других отечественных или иностранных производителен товаров. Монополия, возникающая со стороны спроса, когда па рынке имеется только один покупатель при множестве продавцов, называется монопсонией. Такая рыночная структура so всем схожа с монополией, черты которой переносятся на покупателя. Чистая монопсония не менее уникальное явление, чем монополия.

11. Прибыль, ее виды. Факторы максимизации прибыли. Олигополия. Рынок монополистической конкуренции.

Монополистическая конкуренция - это относительно большое количество производителей, предлагающих похожую, по не идентичную (с точки зрения покупателей) продукцию. В отличие от совершенной конкуренции монополистическая предполагает, что каждая фирма продает особый тип товара, который отличается качеством, оформлением, престижностью, благодаря чему у потребителя складываются "неценовые предпочтения". Вспомните, как вы сами по эстетическим предпочтениям покупаете итальянские спагетти, по политическим читаете "Известия", по физиологическим пьете "Нескафе", В условиях монополистической конкуренции фирма производит не одинаковую, а "дифференцированную" продукцию и тем самым становится своеобразным "монополистом" своей марки товара (например, шоколад "Сникерс" имеет иные вкусовые свойства, чем обычный молочный шоколад, а зубная паста "Колгейт" отличается от "Фтородента" и запахом, и составом, и репутацией). В итоге некоторые потребители готовы платить большую цену за "Спикере" или "Колгейт", считая, что эти продукты лучше, чем их "собратья". На рынке монополистической конкуренции продукция может быть дифференцирована также и по условиям послепродажного обслуживания (для товаров длительного пользования), по близости к покупателям, по интенсивности рекламы. Таким образом, фирмы на этом рынке вступают в своеобразное соперничество не столько через цены, сколько посредством всемерной дифференциации продукции. Повсеместное соревнование фирм в условиях дифференциации товара не устраняет монополистической власти фирмы над своим видом товара, что позволяет предприятию повышать (или понижать) цену на него независимо от конкурентов, хотя эта власть ограничена наличием производителей аналогичных продуктов и значительной свободой входа в отрасль. Относительно неограниченное проникновение новых конкурентов на рынок является важной характеристикой монополистической конкуренции. Производители, работающие на таком рынке, не являются крупными предприятиями, поэтому сравнительно невелик и требующийся им начальный капитал. Это подстегивает их к вступлению б отрасль и конкуренции с марками производимого здесь товара. Модель рынка монополистической конкуренции описывает множество реально существующих рынков. Его характеристики достаточно точно соответствуют большинству отраслей сферы обслуживания (в качестве примеров можно назвать сеть ресторанов, станций технического обслуживания, сферу банковских услуг, в производящих отраслях - это производство одежды, безалкогольных напитков, стирального порошка, вычислительной техники, компьютеров).' Олигополия является преобладающей формой современной рыночной структуры. Термин "олигополия" применяется в экономике для описания рынка, на котором существуют несколько фирм, отдельные из которых контролируют значительную долю рынка. На олигополистическом рынке конкурируют между собой несколько крупных фирм (от трех до пяти) и вступление на этот рынок новых фирм затруднено. Продукция, производимая фирмами, может быть как однородна, так и дифференцирована. Однородности преобладает на рынках сырья В полуфабрикатов: руды, нефти, стали, цемента; дифференциация - на рынках потребительских товаров (автомобили). Существование олигополии связано с ограничениями входа на данный рынок. Одно из них - необходимость значительных капиталовложений для создания предприятия в связи с крупномасштабным производством олигополистических фирм. Сегодня общепризнано, что эффективным может быть предприятие, производящее не менее 500 тыс. легковых автомобилей в год, выплавляющее не менее 2,5 млн. т стали, и т. д. На первый взгляд, сходство картеля с монополией очевидно. Но картель весьма редко, в отличие от монополии, контролирует весь рынок, ибо вынужден учитывать политику некар-телизованных предприятий. Кроме того, участники картеля имеют довольно мощный соблазн обмануть своих партнеров, снижая цены или активно рекламируя свой товар, что создает условия для захвата части рынка. Вследствие этого многие картели представляют собой временную структуру рынка и встречаются редко. К тому же законодательство многих стран считает картельную практику незаконной и противодействует ей различными методами. Немногочисленность фирм на олигополистическом рынке заставляет эти фирмы использовать не только ценовую, но и неценовую конкуренцию, ибо последняя в таких условиях является более эффективной. Производители знают, что если они понизят цены, то их конкуренты сделают то же самое, что приведет к падению доходов. Поэтому вместо ценовой конкуренции, которая будет результативна в условиях совершенной конкуренции, "олигополисты" используют неценовые методы борьбы: техническое превосходство, качество и надежность изделия, методы сбыта, характер предоставляемых услуг и гарантий, дифференциацию условий оплаты, рекламу, экономический шпионаж. Характерная особенность олигополистического рынка - зависимость поведения каждой фирмы от реакции и поведения конкурентов. Крупные размеры и значительный капитал фирм крайне немобильны на рынке, и в этих условиях наибольшие выгоды обещает именно сговор между олпгополистическими фирмами в целях поддержания цен и максимизации прибыли. Производители договариваются о сотрудничестве и заключают (иногда открытое и даже оформленное) соглашение о дележе рынка - "картельное соглашение". Картель представляет собой соглашение нескольких предприятий, устанавливающее для всех участников объем производства, цены на товар, условия найма рабочей силы, обмена патентами, разграничение рынков сбыта и долю ("квоту") каждого участника в общем объеме производства и сбыта. Его целью является повышение цен (сверх конкурентного уровня), но не ограничение производственной и снабженческо-сбытовой деятельности участников. Классическим примером образования и существования до сих пор картельного соглашения является, например, Организация Стран Экспортеров Нефти (ОПЕК), которая в разные периоды своей истории контролировала от 25 до 60 % производства нефти индустриальных стран. Невозможность полностью и постоянно использовать картель для взаимодействия олигололистических фирм вынуждает их идти на негласные экономические соглашения, тайную экономическую политику в области изменения цен и разграничения сфер влияния. Такое сотрудничество может проявляться как через особую экономическую политику олигополистических фирм в виде "жесткости цен" или "лидерства в ценообразовании", так и через особые организации типа "патентных пулов" (или консорциумов). Жесткость цен - так называется практика действий олигополистических фирм, когда даже при изменении издержек или спроса определенная фирма не склонна к изменению цены. Она полагает, что если ей придется поднять цену, то другие последуют за ней, что приведет к потере части рынка. Таким путем фирмы удерживаются от изменения цен из-за страха развязать "войну цеп". Лидерство в ценах означает практику, когда при формировании цен на свою продукцию компания ориентируется на цены, установленные лидером - чаще всего доминирующим в данной отрасли и на данном рынке крупной фирмы. Это демонстрирует своеобразный скрытый сговор, хотя его наличие обычно не доказано. Патентные пулы - это соглашение о специализации и кооперации производства, а консорциум - объединение фирм с целью проведения общих научных исследований, совместного строительства крупных инвестиционных объектов. Обе эти организации выполняют картельные функции и являются базой для организации сговора о дележе рынка.
Hosted by uCoz